Практическая конференция «Таможенные споры»
02 апреля 2018
Количество обжалуемых действий (бездействии), решений таможенных органов и их должностных лиц увеличивается. И это понятно: таможенные органы всеми силами стремятся к 100 % выполнению плановых показателей взимания таможенных платежей, от которых напрямую зависит пополнение государственного бюджета, а участники ВЭД, в виду сложной экономической ситуации в стране, вынуждены экономить и более внимательно относится к решениям таможенных органов, которые влекут для них дополнительные финансовые расходы и потерю времени (а время, как известно, тоже деньги).
Мы не могли оставить данное мероприятие без внимания, так как в силу специфики направления деятельности компаний, обязаны держать «руку на пульсе» и приняли в нем участие. Программа была насыщенной и насущной, выступления спикеров на актуальные в настоящее время темы, сменяли злободневные вопросы участников, а в рамках круглого стола по обсуждению вопроса введения таможенного аудита участников ВЭД, дискуссия переросла в некое противостояние, так как бизнес высказал крайне негативную оценку предлагаемой концепции.
Было интересно, живо… А чтобы интересно было не только нам, но и, хоть немножко вам, мы решили выбрать из всех тем выступлений, как нам кажется, самый актуальный и самый частый вопрос в обжалованиях решений таможенных органов – вопрос таможенной стоимости товаров. Ведь участники ВЭД чаще всего спорят с таможенными органами по поводу стоимости товаров.
В ТК ЕАЭС нет еще пока привычной нам из ТК ТС статьи о дополнительной проверке (ст. 69 ТК ТС), не встречается на страницах нового кодекса и само упоминание о дополнительной проверке. Но вместо этого появился «таможенный контроль, в том числе анализ сопутствующих продаже обстоятельств», по своей сути повторяющий дополнительную проверку. Таможенный орган вправе запросить у декларанта:
пояснения о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющим отношение к товарам (п.2 ст. 313 ТК ЕАЭС);
документы, сведения о которых указаны в ДТ и подтверждающие сведения, заявленные в ДТ (п.1 ст. 325 ТК ЕАЭС);
коммерческие, бухгалтерские документы и иные документы, в том числе письменные пояснения (п. 4 ст. 325 ТК ЕАЭС).
Итак, таможенный орган отправил Вам запрос на предоставление дополнительных документов и сведений. Далее процедуры не поменялись и если Вы не можете предоставить все документы в регламентированные сроки (п.7 ст.325 ТК ЕАЭС), то товары выпускаются таможенным органом под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов (п. 1 ст. 121 ТК ЕАЭС). Пункт 14 статьи 325 ТК ЕАЭС говорит о том, что документы и сведения могут быть представлены декларантом в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации ДТ. Проверка предоставленных документов и сведений должна быть завершена таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня предоставления документов. То есть по сути, нормы, установленные в ТК ЕАЭС, повторяют знакомые положения Решения Комиссии Таможенного союза № 376 от 20 сентября 2010 года «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».
А вот далее хотим обратить Ваше внимание на п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС, ранее такой нормы не было в ТК ТС. Если представленные документы и сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены, не устраняют оснований для проведения проверки, таможенный орган до истечения 30-дневного срока, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения. Такие дополнительные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса.
Рекомендуем Вам при подготовке ответа на запрос таможенного органа не только внимательно отнестись ко всем вопросам запроса и ответить на каждый из них ничего не пропуская (даже если Вам кажется или для Вас очевидна абсурдность вопросов). Если у Вас отсутствуют запрашиваемые документы или сведения, и Вы точно знаете, что лицо, которое им владеет (например, продавец или производитель) не предоставит Вам такой документ – не поленитесь и сделайте письменный запрос этому лицу, тем самым Вы докажете таможенному органу, что предприняли все возможные действия, чтобы получить запрашиваемый Вами документ, но по независящим от Вас причинам Вы не можете его предоставить таможенному органу. Опишите эту ситуацию в сопроводительном письме и приложите к письму Ваш запрос и ответ лица. Если Вы видите, что разобраться в предоставляемых Вами документах не просто, то опишите сведения из этих документов в сопроводительном письме, возможно выделите отдельную информацию карандашом и в самом документе. Не поленитесь на составление подробного ответа. Да это может быть ответ и на 10 листов, а в нашей практике были и на ответы и более, чем на 10 листах, но тем самым Вы увеличиваете шансы на то, что заявленная Вами таможенная стоимость товаров будет принята таможенным органом, и Вы вернете свои деньги.
И теперь о самом интересном, что крайне редко используют декларанты в своих ответах на запросы – предупредите таможенный орган в своем ответе о готовности дать дополнительные пояснения. Эта новая норма для ТК Союза заложена в п. 15 ст. 325 (она написана Выше). Ранее Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума № 18 от 12.05.2016 указал на то, что таможенный орган обязан известить декларанта об основаниях, по которым представленные при проведении дополнительной проверки документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости. Получив такое извещение, декларант вправе представить возражения (пояснения) по выявленным таможенным органом признакам недостоверного декларирования таможенной стоимости которые должны быть учтены таможенным органом при принятии окончательного решения (п. 8 Постановления Пленума от 12.05.2016 № 18). И эти положения Постановления Пленума уже устоявшаяся судебная практика.
Почему это важно?
В случае, если таможенным органом будет приятно решение о том, что предоставленные декларантом документы и сведения не устраняют сомнений в правильности определения таможенной стоимости и таможенная стоимость будет скорректирована (теперь это называется принятие решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации), то в случае дальнейшего обжалования декларантом решения таможенного органа в суде, судом новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа. В частности, новые доказательства могут быть приняты судом, если со стороны таможенного органа декларанту не была обеспечена возможность устранения сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости (п. 11 Постановления Пленума от 12.05.2016 № 18).
На наш взгляд игра слов «вправе» (п.15 ст. 325 ТК ЕАЭС) и «обязан» (п.8 Постановления Пленума от 12.05.2016 № 18) по сути существенно не меняют последствия для декларанта: таможенный орган, не пользуясь правом, установленным п.15 ст.325 ТК ЕАЭС, запросить дополнительные документы и сведения, тем самым лишает и декларанта возможности устранить сомнения таможенного органа по предоставленным декларантом документам и сведениям.